Особенности
обозначения размера диагональных и радиальных шин.
Получая почту, очень часто
приходится разъяснять особенности маркировки шин, и так как вопросов хоть и
много, но они повторяются, и что бы не писать одно и тоже по несколько раз
решил написать статью на сайт.
Шины бывают радиальной
конструкции и диагональной, различаются они способом укладки корда и материалом,
из которого сделан корд.
Каркас диагональной шины
Каркас радиальной шины
Про диагональные уже многие и
забыли, что есть такие, так как сейчас мы все, пользуясь современными машинами,
используем радиальные шины, вот для начала мы и рассмотрим маркировку
радиальных шин:
Самой главной особенностью
обозначения это наличие в индексе буквы «R», что и указывает нарадиальную конструкцию шины, обозначение размера в миллиметрахи, как правило, имеют вот такой вид225/70R15 (другие обозначения будут разъяснены ниже). Где 225 это ширина
шины, 70 это высота шины в процентах от ширины, в абсолютных цифрах высоту
профиля можно вычислить так 225мм /100*70=157,5мм. Буква Rэто
обозначение конструкции шины, а 15 это посадочный диаметр (не радиус!!!) шины в
дюймах.
NBВот от этой
буквы «R» и есть стойкое
выражение «радиус шины», с этим ничего не поделаешь, просто надо смириться, но
ради интереса посчитайте высоту колеса: если 15 это радиус, то какой же диаметр???
Радиальные шины могут иметь такое
обозначение: 185R14, отсутствие
знака «/»говорит о том, что шина полнопрофильная, в идеале:
ширина и высота шины одинакова, но применительно к радиальным шинам это не так,
все равно профиль меньше и может варьироваться от 82 до 88% от ширины шины.
Также сейчас появились шины с
полным(и весьма интересным ) обозначением
в миллиметрах, например 265/790R540, это шины на Rolls-Royce, первая цифра это ширина шины, вторая это общий диаметры
шины, буква Rобозначает радиальную конструкцию шины, и третья цифра
посадочный диаметр шины в миллиметрах.
Диагональные шины имеют, как правило,
обозначения в дюймах, например 6-16”,
отсутствие букв в индексе означает, что
шина диагональной конструкции (есть и исключения, об этом ниже) здесь нет знака
«/» и это говорит о том, что шина полнопрофильная, высота профиля и ширина шины одинакова,в данном случае это 6 дюймов и для
диагональных шин, в отличие от радиальных, это в большинстве случаях верно.
Конструкция диагональной шины
обеспечивает жесткую боковину, и бывает, что высота профиля шины может быть
больше чем ширина, например размер 500/525-16, здесь размер указывается в дюймах
(но без десятичного деления) и в абсолютных числах, через дробь показана высота
шины.
Теперь рассмотрим более редкие
обозначения шин диагональной конструкции.
Обозначение вот такого вида 36Х4, наверное, одно из первых
для обозначения размера шин и применительно к автомобильным шинам вышло из
обращения окончательно перед второй мировой войной. 36Х4 размеры в дюймах, обозначают:
36 это внешний диаметр шины; 4 ширина и высота профиля шины, для того, что бы
вычислить посадочный диаметр шины, нужно произвести несложное арифметическое
действие 36-(4+4)= 28 это и есть посадочный диаметр.
В 60-х годах, когда в широком
обращении появились шины радиальной конструкции и стал применяться метрический
стандарт для обозначения размера шин это нашло отражение и в обозначении диагональных,
например 225/80B15, все
то же самое, как и сейчас, только вместо буквы «R» стоит буква «B» как обозначение диагональной
конструкции от английского «BiasPly».
В СССР в это же время стали наносить метрическую маркировку она просто повторяла дюймовую в пересчете , то есть 6,7-15 дублировалась как 170-15 (6,7Х2,54 =170)
В Америке же пошли своим
путеми диагональные шины, с низким
профилем могли обозначать вот так G78-15 или L78-15,
где Gэто
буквенное обозначение ширины 78 высота профиля в процентах от ширины ну и 15
посадочный диаметр шины. Мои попытки найти реальные цифры соответствия буквам
ни к чему пока что не привели, (буду рад, если кто-то пришлет эту информацию),
поэтомув конце статьи есть таблица
сравнения разных размеров шин.